Александр Маркович Новиков

Александр Маркович Новиков (род. 27 октября 1969, Ленинград, РСФСР, СССР) — советский и российский актёр театра и кино. Заслуженный артист России (2008).

Александр Маркович Новиков

Биография

Александр Новиков родился в Ленинграде. В 1986 году поступил в ЛГИТМиК на курс И. П. Владимирова, который окончил в 1990 году и был принят в труппу театра Ленсовета.

В кино дебютировал в 1990 году в фильме «Царская охота». Стал известен по сериалу «Тайны следствия», где сыграл оперуполномоченного Курочкина.

Роли в кино

Александр Маркович Новиков

  • 1990 — Царская охота — Белоглазов;
  • 1993 — Сикимоку — музыкант;
  • 1994 — Король и хитрец (фильм-спектакль) — Третий министр;
  • 1995 — Домовой старого замка (фильм-спектакль);
  • 1995 — Каменное сердце (фильм-спектакль) — Изекиль Толстый;
  • 1995 — Откровения незнакомцу (Россия, Франция, Италия) — первый полицейский;
  • 1998 — Горько! — Вася, непьющий жених;
  • 1998 — Маленький водяной (фильм-спектакль) — пастух;
  • 1998 — Розабелла и тролль (фильм-спектакль) — Оле/гном;
  • 1998 — «Улицы разбитых фонарей-1» — подручный Спикера;
  • 2000 — Вместо меня;
  • 2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе;
  • 2000 — Мифы — эпизод;
  • 2000 — «Убойная сила-1» — хозяин угнанного автомобиля, хозяин тира;
  • 2000 — 2004 — Вовочка (телесериал) — второй новый русский;
  • 2001 — Сказ про Федота-стрельца — Фрол Фомич;
  • 2001 — Начальник каруселей;
  • 2001 — «Тайны следствия-1» — Фёдор Михайлович Курочкин;
  • 2002 — «Русские страшилки» — нэпман;
  • 2002 — «Тайны следствия-2» — Фёдор Михайлович Курочкин;
  • 2002 — «Улицы разбитых фонарей-4» — Галкин, частный предприниматель;
  • 2002 — Агентство;
  • 2002 — Ледниковый период (телесериал) — Суворов, редактор;
  • 2002 — У нас все дома — агент по недвижимости;
  • 2002 — 2003 — Недлинные истории;
  • 2003 — Next 3 — помощник Кекшиева;
  • 2003 — «Тайны следствия-3» — Фёдор Михайлович Курочкин;
  • 2003 — Чисто по жизни — Николай Герасимович/Сергей Прохорович, учитель/бандит;
  • 2003 — Линии судьбы;
  • 2004 — На вираже — Васятко;
  • 2004 — «Тайны следствия-4» — Фёдор Михайлович Курочкин;
  • 2004 — Женский роман;
  • 2004 — Тимур и его коммандос — Гавриил Пузырёв, «Пузырь»;
  • 2005 — «Братва» — Пейков;
  • 2005 — Пари — капитан ДПС;
  • 2005 — Подлинная история поручика Ржевского — Соколов Михаил Васильевич;
  • 2005 — «Тайны следствия-5» — Фёдор Михайлович Курочкин;
  • 2005 — Фаворит — Михаил Кутузов;
  • 2005 — «Лабиринты разума» — Светин;
  • 2006 — Контора;
  • 2006 — «Тайны следствия-6» — Фёдор Михайлович Курочкин, оперуполномоченный, капитан милиции;
  • 2007 — «Тайны следствия-7» — Фёдор Михайлович Курочкин, оперуполномоченный, капитан милиции;
  • 2008 — Золото Трои — Марио;
  • 2009 — Питерские каникулы;
  • 2009 — «Тайны следствия-8» — Фёдор Михайлович Курочкин, оперуполномоченный, капитан милиции;
  • 2010 — «Гаишники (Россия, Украина)» — Бондарев, следователь;
  • 2010 — «Лиговка» — эпизод;
  • 2010 — «Тайны следствия-9» — Фёдор Михайлович Курочкин, оперуполномоченный, капитан милиции;
  • 2011 — «Агент особого назначения-2» — Александр;
  • 2011 — «Государственная защита-2» — Федя, взяточник, сокамерник Клёнова и Малича;
  • 2011 — «Тайны следствия-10» — Фёдор Михайлович Курочкин, оперуполномоченный, капитан милиции;
  • 2011 — «Агент особого назначения-3» — продюсер;
  • 2012 — «Тайны следствия-11» — Фёдор Михайлович Курочкин, оперуполномоченный, капитан милиции;
  • 2012 — «Тайны следствия-12» — Фёдор Михайлович Курочкин, оперуполномоченный, капитан милиции;
  • 2013 — «Тайны следствия-13» — Фёдор Михайлович Курочкин, оперуполномоченный, капитан милиции;
  • 2014 — «Тайны следствия-14» — Фёдор Михайлович Курочкин;
  • 2015 — «Один день, одна ночь» — адвокат;
  • 2015 — «Тайны следствия-15»  — Фёдор Михайлович Курочкин;
  • 2016 — «Тайны следствия-16»  — Фёдор Михайлович Курочкин;
  • 2017 — «Тайны следствия-17»  — Фёдор Михайлович Курочкин;
  • 2019 — «Тайны следствия. Прошлый век»  — Фёдор Михайлович Курочкин, околоточный.

Роли в театре

Александр Маркович Новиков в театре

  • «Завтра была война» Бориса Васильева — Вовик Храмов;
  • «Снежная королева» Евгения Шварца — Принц Клаус, Атаманша;
  • «Западня» — Сын Греты;
  • «Двери хлопают» Мишеля Фермо — Жорж;
  • «Трубадур и его друзья» по пьесе Василия Ливанова и Юрия Энтина — Пёс;
  • «Таланты и поклонники» — Мигаев;
  • «Крошка» Жана Летраза — Жак;
  • «День рождения кота Леопольда» Аркадия Хайта — Кот Леопольд;
  • «Игроки» Николая Гоголя — Глов-младший;
  • «Лицо» Ингмара Бергмана — Симсон;
  • «Подсвечник» — Гений сада;
  • «На бойком месте» — Непутёвый;
  • «Дама-призрак» — Дон Луис;
  • «Банан» — 2-й мужчина;
  • «Братец Кролик на Диком Западе» — Братец Енот;
  • «Мнимый больной» — Клеант;
  • «Кабаре» — Господин Шульц;
  • «Кровать для троих» — Снглф;
  • «Варвары» — Головастиков;
  • «Добрый человек из Сычуани» — Второй Бог;
  • «Мавр» — Яго;
  • «Владимирская площадь» по Фёдору Достоевскому — Миллер;
  • «Приглашение в замок» — Роменвиль;
  • «С Рождеством, мистер Россман!» — Первое Всевозможное Удобство;
  • «Night and day» Биляны Срблянович. Режиссёр: Владимир Петров — Милан, сын Игнятовича;
  • «Заповедник» Сергея Довлатова. Режиссёр: Василий Сенин — Митрофанов;
  • «Казимир и Каролина» Эдена фон Хорвата. Режиссёр: Мария Романова — Шюрцингер;
  • «Лес» Александра Островского. Режиссёр: Кирилл Вытоптов — Аркадий Счастливцев, актёр, Уар Кирилыч Бодаев;
  • «Макбет. Кино.» по Уильяму Шекспиру — Пианистубийцасын;
  • «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» Астрид Линдгрен. Режиссёр: Нора Райхштейн — Карлсон, который живёт на крыше;
  • «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского — Нил Федосеич Мамаев;
  • «Ревизор» Николая Гоголя. Режиссёр: Сергей Федотов — Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений;
  • «Смешные деньги» Рэя Куни. Режиссёр: Олег Леваков — Генри Перкинс;
  • «Тень дерева» Екатерины Нарши. Режиссёр: Мария Романова — Нелюбимый человек;
  • «Фредерик, или Бульвар Преступлений» Эрика-Эммануэля Шмитта. Режиссёр: Владислав Пази — Му де Звон, драматург;
  • «Чеховъ. Водевиль» по Антону Чехову. Режиссёр: Андрей Прикотенко — Иван Васильевич Ломов;
  • «Гамлет» по Уильяму Шекспиру — Первый актер и Могильщик»;
  • «Утиная охота» по Александру Вампилову — Кушак (режиссёр Роман Кочержевский).
Читайте также:   Андрей Дементьев

Детство и юность

Александр Маркович Новиков в детстве

Известно, что его отец работал врачом-гинекологом. Мама занималась воспитанием сына, всячески приобщала его к искусству, водила в театры. Наряду с обычной школой мальчик посещал и музыкальную, хорошо пел и играл на барабанах.

И всё же родители в будущем видели сына врачом. Но в старших классах Александр твёрдо решил стать актёром. Споры по этому поводу в семье кипели страшные, но парень в итоге настоял на своём.

Учёба и карьера

Без всяких проблем Александр сдал вступительные экзамены и поступил на курс И.П. Владимирова в знаменитом ЛГИТМиК. В 1990 году Новиков успешно окончил ВУЗ и был принят на работу в театр имени Ленсовета, который стал для актёра вторым домом. К настоящему времени в творческой копилке театрального актёра Новикова около 40-ка ролей.

Личная жизнь

Несмотря на широкую публичность, личная жизнь актёра тайна за семью печатями. Известно лишь, что Александр женат, есть дочь.

Театр

Александр Маркович Новиков в театре

В 1990 году, окончив ЛГИТМиК, актер был принят в труппу театра им. Ленсовета, которым руководил его любимый учитель.

Позже Александр поделился: «Для меня решающим фактором поступления в театр Ленсовета было даже не то, что я играл на этих подмостках еще в студенчестве, а личность мастера, его художественная политика, его человеческие и творческие принципы, его энергетика.

Мне посчастливилось играть в нескольких спектаклях Владимирова: «Игроки», «День рождения кота Леопольда», «Крошка», «Двери хлопают». В «Карлсоне» он доверил мне роль Карлсона после Равиковича и Филатова».

Театр стал родным домом для актера. На его подмостках он сыграл более четырех десятков ролей, примеряя на себя не только разнохарактерные человеческие образы, но и животных и сказочных персонажей.

О своих героях артист рассказывает: «Анализируя галерею созданных мною образов, я, к огромному своему изумлению, обнаружил, что сыграл огромное количество персонажей о четырех лапах, усах и хвосте.

Среди животных, образы которых были созданы, наряду с традиционными собакой и котом, значатся также лев и енот, что было уж совсем не просто. В этой же компании оказались два юноши с непростыми судьбами — принц Клаус и вор Рулле, а также два малоизученных субъекта — Атаманша из «Снежной королевы» и Карлсон».

В 2009 году актер исполнил роль Ивана Васильевича Ломова в пьесе Андрея Прикотенко «Чеховъ. Водевиль». Автор придумал сценическую историю по коротким пьесам («Предложение», «Юбилей» и «О вреде табака») выдающегося драматурга Антона Павловича Чехова.

Артист о спектакле: «Это история одного разочарования. История человека, который в достаточно зрелом возрасте (ему в «Предложении» 35 лет) решил через женитьбу уйти от одиночества, выстроить себе счастливую жизнь.

Мой герой к финалу спектакля, к сцене-монологу «О вреде табака», представляет собой распад человеческой личности: 33 года жизни в браке, семеро детей, нелюбимая постаревшая жена-мегера…»

Пьеса имела оглушительный успех и принесла актеру приз имени Игоря Ильинского «За лучшую мужскую роль» IV Всероссийского фестиваля «Русская комедия» в Ростове-на-Дону.

Время от времени Александр Новиков пробует себя на подмостках других театров Санкт-Петербурга, но при этом остается верен родному Ленсовету. «Мне сложно быть объективным, и если я скажу, что очень люблю его, то ничего не скажу, — подчеркивает актер. — Так сложилось исторически, что это театр бульварный.

Подтверждением тому является спектакль Пази «Фредерик, или Бульвар преступлений»: материал абсолютно попал в свою труппу, грубо говоря, сыгравшую историю про себя. Наш театр общедоступный, общепонятный, разговаривающий весьма простым театральным языком».

Кино

Александр Маркович Новиков

В кино актер дебютировал в 1990 году в роли Белоглазова в исторической драме Виталия Мельникова «Царская охота» по мотивам одноименной пьесы Леонида Зорина.

Снялся в таких разножанровых фильмах, как: детектив «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» и приключенческий фильм «Тимур и его коммандос» режиссера Игоря Масленникова; экранизация популярной сказки Леонида Филатова «Про Федота-стрельца»; историческая драма «Фаворит» Алексея Карелина; мистический триллер «Лабиринты разума» Виктора Гончара; мелодрама «Питерские каникулы» Олега Газе и другие.

Однако больше всего актеру нравится сниматься в комедиях. Среди самых ярких работ в этом жанре: Непьющий жених в фильме Юрия Мамина «Горько!»; Второй новый русский в ленте о героях анекдотов «Вовочка» Андрея Максимкова; сразу две роли, Учитель и Бандит, в картине о двойниках «Чисто по жизни» Владимира Зайкина; Соколов в «Подлинной истории поручика Ржевского» Андрея Максимкова.

Зритель знаком с Александром Новиковым по таким популярным сериалам, как: «Улицы разбитых фонарей-4», «Гаишники», «Агент особого назначения-3», «ППС-2», «Один день, одна ночь» и другие.

Читайте также:   Анастасия Чернобровина

«Тайны следствия»

Фёдор Курочкин — Тайны Следствия

Широкую известность актеру принесла роль оперуполномоченного Феди Курочкина в детективе Ильи Макарова «Тайны следствия» по роману Елены Топильской «Танцы с ментами».

Артист делится своими впечатлениями от работы в проекте и партнерах по съемкам: «Конкретно к этому сериалу отношусь с почтением. Автор сценария Елена Топильская долгое время работала следователем по особо важным делам, поэтому в сценарии есть некое обаяние сопричастия. В нем импонирует петербургское отсутствие пафосности, он строгий, немножко холодный, но это и есть его особенность.

По романам Топильской снимались только первые сезоны «Тайн», довольно давно уже работает группа сценаристов, но все мы — костяк актерской группы — не остыли к съемкам этого проекта.

Потому что душой сериала была и остается Анна Ковальчук, изумительная актриса нашей труппы. Мы с ней во многих спектаклях играли дуэтные роли — и брата с сестрой, и влюбленных, и мужа с женой. Работать с ней — удовольствие, у Ани отличное чувство юмора, развита самоирония».

За долгие годы существования сериала зрители стали невольно отождествлять Александра Новикова с его героем, однако сам актер здесь не видит особого сходства: «Все-таки Федя Курочкин — не мое второе «я».

Но съемки в «Тайнах следствия» длились много лет и продолжаются, это большой кусок, значительная часть моей жизни. И я к этой работе нежно, тепло, очень серьезно отношусь».

Фильмография актера уже насчитывает более пятидесяти фильмов. Он продолжает сниматься в новом сезоне «Тайн следствия» и параллельно играет на сцене театра им. Ленсовета.

Интервью

Александр Маркович

О театре:

«Я безумно люблю простодушный театр и простодушных героев, например, обманутых мольеровских простаков, о которых мечтаю. Я ненавижу непонятный театр. Я считаю высшим проявлением режиссерского дара способность выстроить простую и понятную историю, сделав это легко и обязательно с юмором».

«Я ненавижу театр, в котором не играют на сцене, и навсегда предан театру, где слезы, страсти, гнев, отчаяние и прочие чудесные вещи являются результатом мастерской актерской игры, ибо театр — это такое странное место, где подлинная эмоция может быть невероятно фальшивой, а сыгранная — верхом изящества и правды».

«Я думаю, что театр сегодня должен остановиться, внимательно посмотреть, куда движутся кино и прочие виды искусства, запомнить это направление и уверенно отправиться в абсолютно противоположную сторону, не боясь прекратить любые попытки догнать нашу чудесную жизнь, попытки соответствовать ей».

«Я преклоняюсь перед теми артистами, которые скидывают маску, а там еще одна маска, и еще одна, и под последней маской все равно оказывается маска. Все в театре должно быть придуманное и ненастоящее, только тогда он будет настоящим».

«Я едва ли способен получить в театре от чего-нибудь большую радость, чем от партнерства с прекрасной актрисой. Пусть простят меня мои партнеры-мужчины, но для меня всегда настроенческим центром спектакля была актриса».

«В партнерах ценю только одно — юмор. Человек, способный меня рассмешить, в том числе на сцене, — всегда объект моего обожания и преклонения. Считаю чувство юмора — высшим проявлением актерского таланта».

О профессии:

«Есть такой парадокс: отсутствие ролей делает артиста в собственных глазах гением. И лишь востребованность — единственное, что позволяет артисту реально себя оценивать».

«Артист должен уметь играть то, что ему дают, оставаясь свободным внутри этой несвободы, и твоя личная проблема, чтобы тебе это нравилось и радовало».

«Я ненавижу «серьез», у меня на него аллергия. Люблю быть рядом с ролью, а не внутри нее. Я не люблю, когда артист так вживается в роль, что ему шепнешь: «Эй, люстра падает», а он не слышит, стоит мокрый весь от напряжения, жилы натянулись на шее — он в образе. А потом лежит три часа, встать не может после спектакля. Вообще, отсутствие видимого старания артиста на сцене — признак аристократизма».

Об актерских приметах:

«Среди коллег есть примета: если листы с ролью упали, на каждом нужно посидеть, иначе роль не случится. Я, как человек рассеянный, роняю листы постоянно и ленюсь верить в эту примету.

Даже если что-то не заладилось в спектакле, энергия близких людей способна покрыть самые невероятные огрехи. Поэтому в хорошую компанию на сцене я верю больше, чем в приметы».

Награды

  • Приз имени Игоря Ильинского «За лучшую мужскую роль» IV Всероссийского фестиваля «Русская комедия» в Ростове-на-Дону (спектакль «Чеховъ. Водевиль»);
  • Заслуженный артист России (2008);
  • Лауреат премии «Золотой софит» в номинации «Лучший актерский ансамбль» за роль Жевакина в спектакле «Город. Женитьба. Гоголь.» вместе с Сергеем Мигицко и Евгением Филатовым (2015).